Тема. Подбор схемы вязания. Вязание крючком подставки под чашку.
Цель:
- научить читать схемы в круговом вязании с помощью условных обозначений;
- познакомить с историей возникновения подставок под горячее;
- учить работать по схемам с помощью инструкционной карты;
- начать работу по выполнению изделия «Бабушкин квадрат» по схеме;
- продолжить работу по отработке навыков вязания;
- развивать мелкую моторику;
- формировать интерес к искусству вязания;
- создать атмосферу доброжелательности на занятии.
Оборудование и материалы: дидактическая игра «Условные обозначения», презентация, технологические карты, схемы салфеток, крючки, нитки «Акрил», ноутбук,
Ход урока
I.Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
- Прежде чем вы узнаете тему нашего занятия, давайте вспомним, с какого большого раздела мы начали работу в этом году? (Вязание крючком)
- Как вы думаете, это новый вид рукоделия или его корни уходят в далекое прошлое?
- Какие материалы и инструменты необходимы для вязания крючком? (нитки, крючок, ножницы)
- Давайте поговорим о выборе крючка. Какие они бывают? (из разных материалов, толстые и тонкие)
- От чего зависит размер крючка?
- Что является главной частью крючка?(головка)
Правильно, главной частью крючка является головка, поэтому номер соответствует ее диаметру, то есть толщине в миллиметрах. Номера от 0,5 до 1,5 считаются тонкими. Их используют для вывязывания ажурного узора тонкой нитью. Номера 2-6 называют толстыми, они подходят для вязания из шерстяной и толстой пряжи.
- Что произойдет, если мы возьмем большой крючок и тонкую нитку?
Если работать толстым крючком и тонкой нитью, вязка будет редкой, рыхлой, с большими просветами.
- А если тонкий крючок и толстую нить?
Тонкий крючок и толстая нить делают полотно слишком плотным и жестким.
Сегодня мы с вами научимся читать схему узора при помощи условных обозначений. А для этого надо вспомнить условные обозначения. Предлагаю вам игру. У вас на столе есть таблица с названиями условных обозначений. Вам надо к каждому названию подставить свой условный знак. Заодно проверим, кто самый быстрый и умный.
Дидактическая игра «Условные обозначения»
Молодцы, все справились с заданием верно.
III.Мотивация
Существует такая фраза: "Мелочь, а приятно". Такой приятной мелочью на вашей кухне может стать вот вязаная подставка под чашку. Она нежная, красивая, но в то же время практичная и полезная. Вязаную подставку под чашку можно преподнести в качестве подарка друзьям и знакомым. Вяжется подставка не сложно, так что с ее созданием у вас не возникнет никаких проблем.
IV. Изучение нового материала
- История появления подставки под чашку.
Пора приступить к нашей главной задаче – чтению схем и выполнению изделия. Сегодня мы будем вязать подставку под горячее, а заодно и потренируемся в умении вязать по схемам.
Кто знает, откуда произошли подставки под горячее?У кого есть идеи?
Оказывается, к нам они пришли из-за границы. В разных странах Европы: будь-то жгучая Испания или степенная Германия существовала одна и та же проблема - мухи, норовившие упасть в кружку пива. В Испании эту самую кружку прикрывали тарелочкой, а позже решили на тарелочку накладывать некий съедобный бонус. Так возникли знаменитые испанские тапас (в переводе: тапа - крышка). Тапас постепенно мигрировали с бокалов пива на барные стойки, разнообразились и размножились и сейчас представляют собой всевозможные небольшие закуски: от оливок до кусков сыра и корзиночек с креветочной массой.
Первые бирдекели появились в XIXвеке.
Бирдекель(надпись на доске) - это "пивная крышка". У солидных господ и кружка была соответствующая, серебряная или оловянная. Но быть незажиточным еще интереснее, потому что именно благодаря крышкам для таких господ возникли пивные подставки, подставки под горячее, костеры, бирматы и подстаканники (показать образцы бирдекелей из разных материалов).
Пивные кружки прикрывались кругляшками из фетра, плотного материала, вдобавок отлично впитывающего влагу. Эти кругляшки были многоразовые, их стирали, сушили и снова выдавали посетителям. Так сверху они перекочевали вниз.
Позже их стали изготавливать из картона, бармены вели на них свои записи, со временем на бирдекелях появилась рекламная информация.Бирдекели коллекционируют и это называется тегестология. Самая большая коллекция подставок под пивные кружки принадлежит жителю Вены Лео Пискеру, в его коллекции более ста сорока тысяч подставок из ста пятидесяти пяти стран мира.
Кроме бирдекелейсуществует еще одно иностранное слово, обозначающее тот же предмет: костер (coaster). Основное различие между ними в том, что бирдекель призван впитывать влагу, а костер - более обобщающее понятие, он не имеет четких ограничений в используемых материалах и "впитывать" не обязан.
Вязальщицы взяли на вооружение изготовление бирдекелей и стали их вязать спицами и крючком, любой формы: круглые, квадратные и многоугольные, используя остатки пряжи и выдумывая смешные фигурки: сплюснутых черепах, желтые солнышки и яркие цветы.
- Работа со схемой.
Давайте посмотрим на схему нашей подставки под горячее.
Каких условные обозначения вам уже знакомы?(в.п., ст. с/н)
Схему читают от середины, идут против часовой стрелки, справа налево.
Для удобства каждый ряд обозначен своим цветом, но чаще его обозначают цифрой.
Давайте попробуем прочитать схему устно.
Теперь нам не составит большого труда повторить этот узор на практике.
Выбирайте цвет вашей будущей подставки, берите крючок. Не забывайте о том, как правильно подобрать крючок и нитки.
Также помним о ТБ. Чего нельзя делать ни в коем случае при работе с крючком? (ответы детей)
V.Практическая работа.
Вязание подставки под горячее
VI. Итоги
Итак, занятие подошло к концу, мы с вами повторили условные обозначения, научились читать схему в круговом вязании и связали подставку под горячее, чтобы закрепить теорию на практике.
Поднимите руку, кому показалось легко вязать по схеме?
Откуда начинается чтение данной схемы?
Как определить, где начало следующего ряда?
(ответы детей)
Мне понравилось, как работали……
На следующем занятии продолжим нашу работу.
VII.Домашнее задание
|